Перепечатываю мемуары моей двоюродной бабушки. Очень уж прекрасно они заканчиваются:
"Вот я прощаюсь на этой странице с ещё одной еврейской семьёй из Одессы, которая, как и семья Шильман-Браккер, оставила неизгладимый и какой-то очень важный след в моей памяти. Я очень благодарна маме, которая умела ценить, беречь и сохранять добрые отношения с людьми долгие годы. Теперь-то я понимаю, какой это был для меня нравственный урок. И ещё один урок.
Говоря прежним языком(увы, другого краткого термина не нашла) - это урок интернационализма. И её брак с моим отцом, и эта долгая дружба с двумя еврейскими семьями, заброшенными войной в наш город, и другие менее замечательные её подружки - всё это очень рано сделало меня открытой всем людям, независимо от национальной и расовой принадлежности. Во истину, для меня "нет ни эллина, ни иудея", как сказано в Евангелии, ни "лиц кавкащской национальности" (безобразный термин, который сейчас бытует).
Меня возмущают проявления национальной нетерпимости. Особенно больно, когда я это вижу или слышу со стороны русских, великого народа не только по числу людей, но, главное, по той культуре, которой свойственна всечеловечность. Но где она, эта культура, у "черни"? Зависть, злоба, зоологическое неприятие "чужого", "другого" - вот что ей свойственно и что ею управляет.
Какими же вырастут дети таких людей? Как воспитать, если не уважение и тем более любовь к другому человеку, то хотя бы толерантность?"
"Вот я прощаюсь на этой странице с ещё одной еврейской семьёй из Одессы, которая, как и семья Шильман-Браккер, оставила неизгладимый и какой-то очень важный след в моей памяти. Я очень благодарна маме, которая умела ценить, беречь и сохранять добрые отношения с людьми долгие годы. Теперь-то я понимаю, какой это был для меня нравственный урок. И ещё один урок.
Говоря прежним языком(увы, другого краткого термина не нашла) - это урок интернационализма. И её брак с моим отцом, и эта долгая дружба с двумя еврейскими семьями, заброшенными войной в наш город, и другие менее замечательные её подружки - всё это очень рано сделало меня открытой всем людям, независимо от национальной и расовой принадлежности. Во истину, для меня "нет ни эллина, ни иудея", как сказано в Евангелии, ни "лиц кавкащской национальности" (безобразный термин, который сейчас бытует).
Меня возмущают проявления национальной нетерпимости. Особенно больно, когда я это вижу или слышу со стороны русских, великого народа не только по числу людей, но, главное, по той культуре, которой свойственна всечеловечность. Но где она, эта культура, у "черни"? Зависть, злоба, зоологическое неприятие "чужого", "другого" - вот что ей свойственно и что ею управляет.
Какими же вырастут дети таких людей? Как воспитать, если не уважение и тем более любовь к другому человеку, то хотя бы толерантность?"
Вот я жила на одной площадке с татарами, евреями и латышами. При этом сама - коренная москвичка и русская... не знаю... в пятом поколении - это точно)) Но в чем вся фишка. Я никогда не задумывалась, что живу на площадке с татарами, евреями, и латышами. Вот просто в голову не приходило о таком подумать. Думала я о том, что у Лильки (которая вроде бы Лейла вообще-то) надо взять карандашей "Искуство", потому что они мягче "Художника" и не так сильно царапаются, когда ими глаза подводишь. О том, что у Ирки - классная собака. Что у дяди Ильи хорошо бы учебник по физике для вузов стрельнуть. Но я никогда не задавалась вопросом об их национальности. Думаю, если бы даже кто у меня спросил об этом, я бы впала в тяжкий ступор, пытаясь понять, о чем, собственно речь. Но и они никогда не задавались вопросом о моей национальности! Нет, дядя Игорь (имя которого я не воспроизведу даже под страхом смертной казни) регулярно ездил в мечеть (за долго до 90 вообще-то, и ни кто его из партии за это не пер, не ославлял, не клеймил), соблюдал намаз и все прочее. Они никогда не скрывали, что придерживаются мусульманской веры. Более того, у нас на площадке справлялось три новых года. Нет, даже больше. Новый год вообще, Рождество православное, Рождество католическое, и чего там еще... Мы всегда угощали соседей всем, что было на праздничном столе у нас, они угощали своими национальными блюдами. И ни кто не отказывался. Понимаешь, нам всем поголовно было плевать, кто откуда и во что верит. Праздник - так праздник, почему бы не поделиться радостью с соседями? А когда приехал к дяде Игорю какой-то дальний родственник из дальнего аула и попробовал папе моему в грубой форме объяснить, что его вера лучше, то дядя Игорь первый же наглядно, на пальцах объяснил, что тот не прав.
К чему это я. Я никогда не думала в первую очередь о национальности человека, стоящего передо мной. Мудак - это состояние души, не зависящее от расы, вероисповедания, социального положения. Все перечисленное только обуславливает уклон и направленность мудачества. О национальности я вспоминаю только тогда, когда мой собеседник сам об этом вспоминает.
Я не призываю к тому, что про рассизм надо забить вообще. А о том, что сейчас рассизм превратили в новое направление в моде. Как раньше говорили о гомосексуализме. Так сейчас говорят о рассизме.
А уроки... Вот мне этот урок передали. Моя задача передать его дальше, по наследству, так сказать. Не потерять его самой и передать. Желательно без искажений. Хотя я не уверена в результате. Потому что когда в класс приходит десятилетний ребенок и говорит учителю при всех, что она сучка, а папа сказал, что все русские бляди годятся только на подстилки, а если она будет вякать и не поставит ему пять в четверти, то его старший брат ее изнасилует и изрежет, то я не уверена в том, чьи слова окажутся действеннее.
PS. Извини за маты. Но ребенок именно так и сказал моей сестре. Поле чего она уволилась. Потому что не хотела последовать по стопам другой учительницы из их же школы, получившей первую группу инвалидности после того, как она поставила этому ребенку тройку в четверти. Семья переехала в Москву на тот момент год назад. Купила квартиру в сталинских домах на пересечении Ленинского и Ломоносовского. Чеченцы. Теперь можешь обвинять меня в рассизме, я сопротивляться не буду)
PPS А вообще, я считаю, что это все больше началось из-за пиара. Кому-то было очень нужно, чтобы кое-кто вспомнил о своей маленькой, но такой национальной гордости)
Все, я заткнулась)
ы))
Как человек, часто сталкивающийся со скинхедами и питающий к ним жуткую неприязнь, я категорически не приемлю вообще какое-то разделение людей на разные ступени в зависимости от национальности.
Однако я питаю неприязнь к махровым лицам кавказской национальности, равно как и к махровым блондинкам. И здесь уже дело не в цвете волос или кожи. А в том, какие нелицеприятные стереотипы своей среды эти люди переняли. Вот что бесит. Подверженность какой-то программе, даже когда в ней нет ничего хорошего.
Все мы люди, все мы человеки. И недостатки есть у каждого. Как и достоинства. От национальности это не зависит. А вот от воспитания... Увы, бывает.
|SolariS|
Значит, ты привлекаешь к себе таких людей.)