А пораспространяюсь-ка я здесь на тему прочитанного.
Итак, началась эта эпопея в начале этого года, когда я прочитала в МФ обзор книжного ряда и наткнулась на рецензию последней на тот момент книги писателя, неизвестного русскому читателю в массах, Джонатана Страуда. Книга имеет название "Врата Птолемея" и является завершающей частью трилогии. Что-то в рецензии меня зацепило, и вот, откопав название первого тома "Трилогии Бартимеуса", я стала читать.
Надо сказать, что по размеру все три тома устрашающи. Тоесть, это 800 внушительных страниц. На поверку оказывается, что бумага толстая, а шрифт крупный, но самое главное - ритм повествования бодрый, так что читается каждая из книг дня за три максимум. Просто невозможно от них оторваться.
Все книги захватывающие, цепляющие. Что касается традиций жанра приключенческого романа - они соблюдены до последнего. В самый интересный момент действие прерывается и обращается к другому герою ("А в это время..."), а значит мы с нетерпением ждём следующей главы. Что касается героев, то сначала кажется, будто он один. И это маленький мальчик-волшебник (да-да-да...) Натаниель, призывающий могучего джина(!). Вообще волшебники этого мира только и делают, что призывают различных демонов. Сами они нихрена не умеют. Как выясняется в дальнейшем, кстати, волшебником может стать каждый. Просто он должен читать много умных книжек, знать кучу старых языков и хорошо чертить пентограммы. О классификации демонов я говорить не буду, сами прочтёте, но идея неплоха. Потом, оказывается, что от имени джинна Бартимеуса повествование ведётся ничуть не хуже. Тоесть, этакая перекрёстная история. Потом появляется третий (и последний) ключевой персонаж - это простолюдинка (чит. маггл) Китти Джонс. Китти обладает некими сверхспособностями: она может видеть демонов (хотя даже сами маги видят их только при помощи линз и только до третьего плана [их всего семь]) и обладает резистом [как-там-это-слово-по-русски-ах-да-сопротевляемость] к магии.
Что-то во всей этой фабуле меня зацепило, и по прочтение первого тома ("Амулет Самарканда") я перешла ко второму ("Глаз Голема").
Глаз Голема мне показался не менее интересным, хотя и более притянутым за уши.
В финале есть несколько потрясающих эпических сцен. И вообще автор пишет хорошо
Китти занимает в повествовании уже ключевую роль, и теперь главы идут триадами: Натаниэль-Бартимеус-Китти. Или в другой последовательности. До конца третьей части эта тенденция сохраняется.
Если рассматривать названия с практической точки зрения, то в первых двух томах всё просто: речь идёт об артефактах, которые всенепременно надо достать главному герою (а примерно до середины второго тома читатель уверен, будто это Натаниэль). Главный герой артефакт достаёт, и все счастливы. Врата Птолемея же - вовсе не артефакт, а понятие, наподобие портала. Нехочу спойлерить, читайте сами.
Собственно, название третьего романа, как мне сейчас вспомнилось, меня и купило.
К композиции прибавилась ещё одна фишка, очень меня порадовавшая. Если вы читали "Мастера и Маргариту" (а мне почему-то кажется, что здесь её читали все)), то должны помнить о ретроспективных главах древнего Ерашалаима. Двоемирие и всякое такое.
Так вот, в начале каждой части (а в романе их 5), точно такая же ретроспектива. Это Александрия, примерно 130гг до н.э. Рассказ ведётся от Птолемеуса Александрийского и Бартимеуса.
О чём это говорит? Это говорит о позитивной тенденции к использованию многих возможностей жанра романа. От книги к книге автор заметно растёт и это не может не радовать. Например, в первой и второй части в процессе чтения может возникнуть несколько справедливых вопросов, основанных на логике и, кое-где, из-за непродуманности мира. Во "Вратах..." такой вопрос у меня возник всего-лишь один раз. Да и то, если бы речь шла о голливудском фильме, никто бы даже глазом не моргнул ))
Мне не нравится, что те, кто писал рецензию для книги, помещённую на 4й странице обложки, сравнивают Страуда с Роулинг. Роулинг расписалась в своей полной профнепригодности, а у Страуда (по моему мнению) большое будущее. Думаю, что вскорости он напишет ещё один роман, который уже не будет иметь отношения к истории порабощения всяческих демонов, и вот тогда мы посмотрим что к чему.
Да, в завершении хочу сказать, что меня очень порадовал финал. Например, становится уже совсем очевидно, почему автор назвал трилогию "Бартимеуса" именно его именем, а не именем мальчика (-который-должен-был-бы-выжить у Роулинг, хахаха).
И ещё позитивно то, что каждый герой говорит по-своему. По речи (если постараться, правда), можно вполне отделить одного героя от другого. У Роулинг такого нет
Качество русского издания отличное, всем советую покупать наших слонов, даже несмотря на то, что это Эксмо
Дикси )