Перепечатываю мемуары моей двоюродной бабушки. Очень уж прекрасно они заканчиваются:
"Вот я прощаюсь на этой странице с ещё одной еврейской семьёй из Одессы, которая, как и семья Шильман-Браккер, оставила неизгладимый и какой-то очень важный след в моей памяти. Я очень благодарна маме, которая умела ценить, беречь и сохранять добрые отношения с людьми долгие годы. Теперь-то я понимаю, какой это был для меня нравственный урок. И ещё один урок.
Говоря прежним языком(увы, другого краткого термина не нашла) - это урок интернационализма. И её брак с моим отцом, и эта долгая дружба с двумя еврейскими семьями, заброшенными войной в наш город, и другие менее замечательные её подружки - всё это очень рано сделало меня открытой всем людям, независимо от национальной и расовой принадлежности. Во истину, для меня "нет ни эллина, ни иудея", как сказано в Евангелии, ни "лиц кавкащской национальности" (безобразный термин, который сейчас бытует).
Меня возмущают проявления национальной нетерпимости. Особенно больно, когда я это вижу или слышу со стороны русских, великого народа не только по числу людей, но, главное, по той культуре, которой свойственна всечеловечность. Но где она, эта культура, у "черни"? Зависть, злоба, зоологическое неприятие "чужого", "другого" - вот что ей свойственно и что ею управляет.
Какими же вырастут дети таких людей? Как воспитать, если не уважение и тем более любовь к другому человеку, то хотя бы толерантность?"